Блог
2023-12-04 09:27 Статьи

Какую роль играют метакомпетенции в профессиональном развитии?

Функциональные компетенции (hard-skills)#nbsp;— это совокупность профессиональных навыков, которые позволяют человеку выполнять задачи в#nbsp;своей функциональной области. Например, умение печь торт#nbsp;— это функциональный навык кондитера.

Однако, для успешной деятельности нам требуются ещё и soft-skills —#nbsp;навыки, которые влияют на#nbsp;эффективность человека не#nbsp;в#nbsp;одной, а#nbsp;в#nbsp;разных профессиональных областях, и#nbsp;даже в#nbsp;личной жизни. Такие как ведение переговоров, целеполагание, самоорганизация т.д. Например, кондитеру кроме того, чтобы испечь вкусный торт, нужно ещё коммуницировать с#nbsp;коллегами или клиентами, договариваться о#nbsp;сроках и#nbsp;условиях работы, организовывать процесс изготовления.

В#nbsp;случае с#nbsp;руководством грань между hard- и#nbsp;soft-skills становится все тоньше. Так как планирование работы, организация рабочего процесса, контроль и#nbsp;другие управленческие функции минимум наполовину зависят от#nbsp;умения руководителя коммуницировать, принимать решения, влиять на#nbsp;других (soft-skills).

Например, если наш кондитер возглавит команду, ему придется учиться буквально мыслить другими категориями. Ведь ключевой вызов для нового руководителя#nbsp;— делать работу руками других людей, а#nbsp;не#nbsp;своими. Меняется ценностный ряд человека, система его убеждений, драйверов. И#nbsp;в#nbsp;этот момент на#nbsp;первый план выходит работа с#nbsp;метакомпетенциями.

Метакомпетенции (meta-skills) —#nbsp;это совокупность убеждений, ценностей и#nbsp;драйверов человека, которые определяют то, как он#nbsp;мыслит. Исходя из#nbsp;мышления формируются поведенческие стратегии, привычки, осуществляется выбор. Поэтому работа с#nbsp;метакомпетенциями предполагает достаточно глубокий уровень. В#nbsp;такой работе мы#nbsp;буквально трансформируем мышление руководителя.

Поэтому метакомпетенции#nbsp;— это «рычаг» для изменения поведения (навыков). Работая на#nbsp;мета-уровне мы#nbsp;можем изменить отношение человека к#nbsp;рабочим задачам, устранить ограничивающие убеждения, выявить мотиваторы для выполнения новых обязанностей.